Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34» (МАДОУ №34)
624473, Свердловская область, г. Североуральск, п. Третий Северный,
ул. Кедровая 5.
e-mail: mkdou34@mail.ru; сайт: 34svur.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «15» июля 2021г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 34
__________И.А. Солоницына
Приказ от 17.07.2021г.
№155-о
цифровой подписью:
Солоницына Ирина Подписано
Солоницына Ирина Анатольевна
Дата: 2025.05.22 16:11:44 +05'00'
Анатольевна
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 34»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 34» (далее – Положение, Учреждение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года
(ст.77), постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 года № 1239 «Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и
сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 27.05.2020 года, а
также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регламентирующими деятельность Учреждения.
1.2. Положение определяет содержание работы с одаренными
воспитанниками, способствующей полноценному развитию личности каждого
ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению,
самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению
успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников,
имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах
жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие
интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных
способностей.
1.3. Актуальность Положения заключается в необходимости поддержки
прав одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.
Одним из результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в
Учреждении является увеличение участия талантливых детей в различных
конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание
комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы
выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях Учреждения, а
также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала
детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей
Учреждения.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики,
определение типов одаренности воспитанников;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
- работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
2
- использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
образовательной и свободной деятельности детей;
- организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
- поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие
принципы:
- принцип расширения образовательного пространства;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей воспитанников;
- принцип добровольности;
- принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации Положения являются:
- администрация Учреждения (заведующий, старший воспитатель);
- воспитатели;
- специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагог-психолог);
- воспитанники;
- родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации Положения:
- конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и
т.д. (в соответствии с планом работы);
- проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и
родителями (законными представителями);
- творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
- тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы
Учреждения).
3
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:
Формы
Конкурсы, игры, викторины,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и
родителями
(законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из
опыта работы с одаренными детьми
Тематический контроль
Периодичность
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год, итоговый педсовет
По годовому плану
3. Основные направления работы Учреждения по выявлению, поддержке и
сопровождению одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов,
направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных
воспитанников:
- создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную
систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
- создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
- мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в
рамках системы образования в Учреждении для работы с одаренными
воспитанниками:
- организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
- создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными
воспитанниками;
- активное использование Интернет-технологий в организации работы с
одаренными воспитанниками;
- развитие проектной деятельности воспитанников;
- подготовке материалов для сайта Учреждения;
- привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых
воспитанников:
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с
одарёнными воспитанниками;
- создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
4
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с
одаренными воспитанниками:
- организация мастер-классов;
- тематических семинаров и других форм по распространению опыта
сопровождения развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой
направленности:
- создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное образование;
- организация в Учреждении дополнительных образовательных программ;
- организация проектной деятельности с воспитанниками;
- организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
(законных представителей);
- поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей
в Учреждении.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
- педагогические консультации для родителей (законных представителей) и
педагогов;
- помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для
одаренных воспитанников;
- проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на
развитие их личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с
помощью мониторинга:
- тематические конкурсы, выставки;
- проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных
воспитанников в конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических работников,
работающих с одаренными детьми:
- для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями,
грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства,
размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте
Учреждения и отдела образования;
- одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным
грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри
Учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного
уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте Учреждения.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
- беседы с родительской общественностью;
- беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов),
индивидуальных предприятий.
5
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября
текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной
деятельности в Учреждении.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
- конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные шоу;
- спортивные соревнования;
- викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего Учреждением входит:
- планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по
работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в
образовательной деятельности;
- материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с
одаренными
воспитанниками.
4.2. Функции заместителя заведующего по воспитательной и методической
работе:
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором
и планирование в годовом плане работы Учреждения мероприятий по работе с
одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с
реализацией Положения, организация и проведение семинаров по работе с
одарёнными детьми;
- подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
- помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
- сбор информационных данных по одарённым детям;
- оформление нормативной документации;
- планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
4.3. Функции старшего воспитателя:
- планирование в годовом плане работы Учреждения отдельных мероприятий по
работе с одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения
участниками образовательной деятельности;
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
реализацией Положения;
- руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с
одаренными воспитанниками;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
воспитанниками;
- координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
6
- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одарённых воспитанников;
- сбор информационных данных по одарённым детям;
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической
литературы по данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными
воспитанниками;
- определение критериев эффективности работы;
- оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
- размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и
педагогов на сайте Учреждения.
4.4. Функции педагогов:
- выявление одаренных воспитанников;
- мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях
и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности
и анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
воспитанниками,
включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского
уровней;
- организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
- подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
- оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде
творческого отчета для предъявления на Педсовете;
- создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей (законных представителей) одаренных
воспитанников по вопросам развития способности их детей.
4.5. Функции специалистов:
- выявление одаренных детей;
- заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития
одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности
воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов,
родителей (законных представителей);
- планирование работы с учетом реализации способностей одаренными
воспитанниками;
- предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за
работу с одаренными воспитанниками.
7
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:
- работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных
занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания
продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований;
- работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии,
использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник,
творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с
одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках
распространения педагогического опыта;
- работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных
(педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в
микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями
- одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных
мероприятий, наглядной информации по данному направлению, анкетирования,
совместного участия в конкурсах;
- за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по
воспитательной и методической работе, воспитатели.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным, нормативным актом,
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1.
настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
8